|
Из воспоминаний Алексеевой Дины Ивановны
|
Историческая справка СПДС "Колосок"
Историческая справка ГБОУ СОШ с. Ташелка
В 1852 году в Ташелке открылось одноклассное народное училище, на которое был выделен из казны кредит в сумме 736 рублей.
В 1857 году в селе открыли земскую школу с финансированием 987 рублей в год.
В 1903 году построено на средства казны и земства каменное здание стоимостью 4 100 рублей.
Преподавали в школе Федосова Акулина Петровна и Анастасия Николаевна Демидова, окончившие Самарскую земскую школу.
В школе было 4 кабинета, которые выходили в общий коридор. В двух кабинетах размещались учебные классы, в одном – квартира Акулины Петровны, в другом – столовая и кухня.
К концу 19 века успехи образования выразились следующими цифрами: в школе учились в разные годы от 40 до 60 учащихся, в библиотеке насчитывалось 639 учебников, процент грамотности по волости составлял 3,6.
В советское время к каменному зданию были пристроены 3 деревянных помещения: учебные классы, дом для заведующего, погреб, баня.
Акулина Петровна была раскулачена. Реабилитирована в 19...? Память о ней как о хорошем учителе, человеке до сих пор жива.
Перед войной в Ташелке открылась семилетняя школа. Отопление в школе было печное, освещение – керосиновая лампа.
С 1947 -1955 г.г. директором школы был Торов Дмитрий Васильевич. В это время работали учителя: Горюнова Александра Владимировна, Горюнова Вера Тимофеевна, Белянина Зоя Алексеевна, Журавлева Вера Николаевна, Торова Фаина Михайловна и другие.
С 1955 по 1963 г.г. директором школы был Арзамасов Николай Михайлович. При нем в 1958 году школа была реорганизована в восьмилетнюю. Это был увлекающийся человек. В спортивных соревнованиях, проходивших зимой и летом, душой которых был сам директор, участвовали все ученики школы. Дети принимали активное участие и в районных соревнованиях, на которых занимали призовые места. Лидерами были девочки: Вохмина – Дубровина Валентина Александровна, Ануфриева – Потемкина Надежда Петровна. Обе, окончив школу, снова вернулись и стали ее работниками.
Я, Еременко Дина Ивановна, с 1956 года начала работать в Ташелкской школе учителем физкультуры и пения. С 1960 года работала учителем начальных классов. На всю жизнь осталась светлая память о Николае Михайловиче как хорошем человеке, учителе, руководителе. Это он помог мне стать учителем. Школа при нем стала своеобразным островком эстетического, культурного и физического развития сельских ребятишек.
Занимались в две смены, а после занятий – репетиция художественной самодеятельности, концерты.
В день рождения пионерской организации всей школой ходили на опушку леса строем под барабанный бой и звуки горна. Там жгли костры, пели, проводили спортивные соревнования.
В свободное от занятий время выращивали кроликов, в колхозе ухаживали за цыплятами, помогали колхозу в прополке подсолнуха в весной и копки картофеля осенью.
В 1963 году школа была реорганизована в среднюю, разместилась теперь она уже в новом здании, в котором обучаются и в настоящее время ученики трех сел. Директором школы стала Горюнова Вера Тимофеевна – старейший учитель школы, завучем – Ранда Василий Ульянович, а его жена – Вере Кузьминична преподавала русский язык и литературу.
В эти годы сначала студенткой на практику, а затем учителем химии приехала выпускница Куйбышевского пединститута Долгова Алевтина Павловна. Вскоре вышла замуж за главного экономиста совхоза Александра Николаевича Долгова. Свадьбу справляли педколлективом в школе.
(В 1961 в селе был создан совхоз имени Менжинского, директором стал Климушкин Алексей Иванович, а его жена Зинаида Николаевна – учителем начальных классов).
Вернулся из армии Журавлев Николай Сергеевич и стал работать в школе сначала учителем производственного обучения. Под его руководством все мальчики получали профессию тракториста-машиниста. В эти годы было присвоено звание «Отличник народного просвещения РСФСР» Горюновой Александре Владимировне и Климушкиной Зинаиде Николаевне.
С 1968 по 1974 годы директором школы был Власкин Николай Алексеевич, завучем и учителем русского языка и литературы стала я, теперь уже Белянина. Большое внимание уделялось повышению педагогического мастерства. Был организован обмен опытом между учителями школы и учителями других школ. Созданы были методические объединения учителей-предметников и начальных классов Нижне-Санчелеевского куста, куда входила и наша школа. Один раз в четверть выезжали в другие школы на открытые уроки, в основном на лошадях.
Налажена связь с городской школой. Нашим шефом была 24 школа города Тольятти. Мы ездили с концертами художественной самодеятельности.
В школу ходили учащиеся из 4-х сел. Из поселка Менжинский и из села Верхний Сускан дети жили в интернате. Воспитателем работала Дубровина Валентина Александровна. Жило до 40 человек. А в школе училось в разные годы от 250 до 280 человек.
В эти годы на лето создавалась ученическая производственная бригада. С мая месяца уже начиналась работа в совхозе, резали крупную картошку на семена (в совхозе тогда ее сажали 1200 га), в июне-июле пропалывали свеклу, тыкву. В сентябре убирали свеклу, тыкву, картошку. Лагерь летом размещался в бараках, расположенных на территории поселка Менжинский ( в 6 км от Ташелки). На работу и с работы ездили на открытой грузовой машине. Бессменным начальником лагеря была Горюнова Александра Владимировна. Строгий распорядок дня, развлекательные мероприятия, работа утром и вечером – все это очень нравилось ребятам.
Совхоз организовывал бесплатное питание и выделял деньги на туристические поездки, которые проводились два раза в год, на каникулах.
Учащиеся младших классов ездили на экскурсии в город Тольятти, средних – в Куйбышев (ныне Самара); старшеклассники – в более дальние поездки: в Ленинград, Москву, Волгоград, Минск, Таганрог, Ереван, баку, Ленинабад и на Черноморское побережье. Один раз в год всей школой выезжали на родину В.И. Ленина на теплоходе в г. Ульяновск.
С 1978 по 1986 годы директором школы была Каченя Мария Егоровна.
С 1986 по 1990 годы – Мальчиков Александр Иванович.
В эти годы в школу пришли учителя: Кечаева Любовь Сергеевна, Татарова Валентина Степановна, Андреянова Ирина Михайловна – учителя русского языка и литературы; Ануфриева Наталья Владимировна – учитель математики; Латухина Валентина Александровна, Лазарева Наталья Константиновна – учителя начальных классов; Былинкина Любовь Михайловна – учитель немецкого языка, Филатова Лилия Максимовна – учитель физики.
Вернулись в школу наши выпускники, окончившие Куйбышевский педагогический институт: учителями химии и биологии Филатова-Мишушина Ирина Геннадьевна, Ямушева-Лобачева Ирина Николаевна; учителями начальных классов Перцева-Фролова Наталья Евгеньевна, Дубровина-Дуняшина Татьяна Геннадьевна.
Было присвоено звание «Отличник народного просвещения РСФСР» Кечаевой Любовь Сергеевне, мне- Беляниной Дине Ивановне, Латухиной Валентине Александровне, а затем «Отличник народного просвещения СССР» - Кечаевой Любовь Сергеевне и Беляниной Дине Ивановне.
В 1985 году началась аттестация учителей. Учителя давали открытые уроки, готовили папки по разделам: учитель-предметник, учитель-общественник и работа с родителями. Администрация писала характеристики на учителей, а затем перед районной аттестационной комиссией представляла работу каждого учителя. По результатам первой аттестации в 1985 году Долговой Алевтине Павловне было присвоено звание «Старший учитель», а в 1990 году – «Учитель-методист», Филатовой Лилии Максимовне – «Старший учитель».
Все учителя и ученики увлекались художественной самодеятельностью. Учителем музыки работал заведующий ДК Салитов Владимир Дмитриевич. Он организовал хоры среди детей и учителей. Создал танцевальные коллективы, которые занимали призовые места на районных смотрах художественной самодеятельности.
Учителями физкультуры работали Нигамятзяновы Рафиль Юрьевич и Галина Сагитовна. Всю спортивную работу школы они подняли на новый, более высокий уровень. На уроки учащиеся ходили только в форме, участие во всех спортивных мероприятиях школы и района - призовые места. Учителя ответственные, болеющие душой за свою работу. Рафиль Юрьевич преподавал еще и начальную военную подготовку. Он оборудовал хорошую спортивную площадку и кабинет НВП – лучший в районе. Они переехали на свою родину, оставив после себя хорошую память. Дай, Бог, им здоровья.
В районных смотрах многие кабинеты занимали первые места в районе: литературы (Татарова В.С.), физики (Филатова Л.М), химии (Долгова А.П.)
Пришкольный участок, заведующей которого была Белянина Надежда Ивановна, в течение 10 лет занимала призовые места, за что была премирована денежной премией.
В это время производственные бригады работали и в зимний период: свободное от уроков время. В течение 4 лет ученики вместе с учителями ухаживали за телятами, а летом – по-прежнему на полях совхоза.
С 1990 по 2001 годы директором школы работала я, теперь уже Алексеева Д.И. Завучем школы стала работать Долгова Алевтина Павловна, которая так организовала работу, что учителя могли показать свое педагогическое мастерство не только в стенах школы, но и на уровне района.
Первый год конкурса «Учитель года». Принимала участие Лазарева Наталья Константиновна, учитель начальных классов, вышла в финал, заняла призовое место и стала лауреатом. На следующий год – Татарова В.С., учитель русского языка и литературы, заняла призовое место и стала лауреатом. Они давали уроки в незнакомых классах школ района, которые были высоко оценены. К Валентине Степановне приезжали на уроки учителя города Тольятти и района. В конкурсе «Классный руководитель года» участвовала Фролова Наталья Евгеньевна, учительница начальных классов, заняла призовое место и стала лауреатом.
В эти годы была налажена связь с научно-техническим центром Волжского автозавода, генеральным директором НТЦ – Сахаров Константин Григорьевич. В связи с реформами, проходившими стране, хозяйство совхоза стала приходить в упадок. Умер директор совхоза Климушкин А.И.. Помогать школе совхоз не мог и в работе учеников не нуждался. Поэтому та помощь, которую оказывал НТЦ, была очень кстати. А помощь эта была существенной. Был проведен ремонт школы, но самое главное – построен теплый туалет при школе, заменены все двери в классах, заменена была почти вся мебель, классные доски, покупались учебные пособия, телевизор, видеокамера. На призы во время Новогодних елок выделялись деньги. Выделен автомобиль, сначала Нива, который со временем был заменен на «Жигули-93».
Возвращались по-прежнему работать в школу ее выпускники. Учителем истории пришла работать Долгова-Бочарова Наталья Александровна, окончившая Самарский пединститут с отличием и продолжает учебу в тольяттинском пед. университете, где получает вторую специальность – учитель-психолог.
Учителем математики и заведующей библиотекой работает выпускница нашей школы Жуликова Наталья Васильевна.
Учителем физкультуры Алексеев Евгений Алексеевич, мой сын, окончивший Самарский индустриально-педагогический колледж. Вновь оживилось увлечение детей физкультурой. Спортивные мероприятия, игра «Зарница», игра в теннис, ежедневные игры в волейбол по вечерам, веселые старты – все это делало жизнь учащихся интересной. Работали они в тесном контакте с организатором внеклассной и внешкольной работы Ануфриевой Натальей Владимировной.
Совместная работа учителей по ремонту школы: плетение подставок по цветы, настенное макраме - помогало сплочению коллектива. Это отмечали и комиссии, проводившие фронтальные проверки работы школы во главе с заведующим районо Кувшиновым Юрием Федоровичем. Заместителем директора по хозяйственным вопросам работала Старикова Галина Васильевна, которая многое сделала для школы по ее оснащению.
В эти годы в системе образования была введена Единая тарифная сетка оплаты труда. Высшей категорией считался 14 разряд, первой -13, второй -12. Для того, чтобы получить его, необходимо пройти аттестацию, т.е. сдать экзамен. Одна из первых в районе вышла на аттестацию В.С. Татарова, учитель русского языка и литературы, и сдала на первую категорию. А на следующий год (по рекомендации аттестационной комиссии г. Тольятти) сдала на высшую категорию.
В последующие годы сдали на категории следующие учителя: Мишушина И.Г., учитель биологии - первая категория; Козлова Е.Н., учитель начальных классов - первая категория; Лобачева И.Н., учитель географии - первая категория; Кучумов В.П., учитель истории - первая категория; Ануфриева Н.В., учитель математики - первая категория; Кучумова М.К., учитель математики, - высшая категория.
Вернулись в школу выпускницы Кубарькова Светлана Борисовна, веселая, никогда не унывающая. Учителем русского языка и литературы Овчинникова-Белянина Лариса Юрьевна. Вскоре Н.В. Ануфриеву назначили директором Верхне-Сусканской школы, замдиректора по воспитательной работе была назначена Белянина Лариса Юрьевна.
Вообще, школа стала кузницей педагогических кадров, из 22 педагогов, работающих в 2001 году, 12 человек – выпускники Ташелкской школы.
За это время 7 учащихся окончили школу с серебряными медалями: Долгова Наталья, Камалетдинова Лилия, Кузнецова Светлана, Черданцева Ольга, Кузнецов Александр, Малышева Алла, Шапова Снижана.
Учащиеся стали занимать призовые места на олимпиадах: по истории (учитель Кучумов В.П.) по биологии (учитель Мишушина И.Г.); на районных конкурсах сочинений: Кондин Александр, Абрамов Александр, Кузнецов Александр, Сальникова Вера, Латюшина Олеся (учитель Татарова В.С);
в районном литературном конкурсе «Умники и умницы» Кузнецов Александр занял 1 место (учитель Татарова В.С.). Шапова Снежана за отличную учебу и активное участие в смотрах художественной самодеятельности была награждена районной стипендией и выделены средства на поступление в Московское эстрадно-цирковое училище.
В 1998 году был оборудован кабинет информатики, для которого районо выделило 12 компьютеров. Дети получили возможность обучаться работе на компьютерах. Кабинетом заведовала Кучумова Минигульсум Касимовна.
В 1999 году наконец-то в школу пришел газ. Поставлен был модуль. Отопительная система в школе старая, поэтому вода поступает в модуль грязная, что ведет к поломке котлов. Заменили всю отопительную систему в спортзале, в мастерских.
Я, Алексеева Дина Ивановна, выпускница Ташелкской семилетней школы после окончания Мало-Талкайского педучилища и Куйбышевского пединститута факультета русского языка и литературы (заочно) вернулась в родную школу, проработала 45 лет. Уходя на пенсию, с любовью и уважением ко всем детям и учителям оставляю свои воспоминания.
Но «если бы снова начать, я бы выбрала опять беспокойную школьную жизнь эту»
Пусть для всех школа станет оазисом добра и света.
Люби и будешь любим. 30.01.2003 г
2001-2002 учебный год. Новый директор школы Виктор Евгеньевич Горев. Завучем школы 3-ий год работает Татарова В.С.. Начинается реализация программы по компьютеризации школ. Школа начинает делать первые шаги в этом направлении, поступило 5 компьютеров. Учителя знакомятся с компьютерными технологиями: проектным методом. Пятеро учителей прошли курсы по овладению первоначальными навыками работы с компьютером, остальные – старались получить навыки в школе. Купили караоке, что позволило учителям начальных классов проводить уроки пения, а также активизировать учащихся на школьные вечера, смотры художественной самодеятельности. Отремонтирована силами наших шефов мастерская под автокласс.
Этот учебный год окончили школу 30 выпускников, из них одна ученица Лазарева Наташа окончила с серебряной медалью. В этот год впервые ввели обязательный экзамен по ЕГЭ. Выпускники, обрадовавшись, что всем поставят «3»: независимо, как сдадут, ринулись сдавать ЕГЭ. Как учителя, так и ученики не были готовы к этому. Результаты были низкими. Математику (обязательный экзамен) сдали 50% с неудовлетворительными оценками. По остальным предметам уровень обученности выше, но хотелось желать лучшего.
Учителя: Лобачева И.Н.
Мишушина И.Г.
Арсентьева О.Н.
Вышли на аттестацию, и им была присвоена I квалификационная категория.
2002-2003 учебный год. В школе новый директор-Бондарь Светлана Викторовна. Учащихся - 204.
Школа продолжает работать в этом же направлении. Со 2 по 4 класс вводится информационная культура. Автокласс не открыт. Не построен автодром.
Ведется работа по освоению компьютерных технологий. В школу пришли молодые учителя физкультуры, но спортивная работа не активизировалась: закрыли из-за аварийного состояния спортзал, приходилось заниматься на улице. К счастью, летом был построен новый спортзал. Учителя и ученики очень рады этому.
В этом учебном году окончили школу 20 учащихся, из них Женя Кирик окончила с серебряной медалью. Продолжается эксперимент по сдаче ЕГЭ. Все 20 учеников сдавали обязательный экзамен по математике, русскому языку. Уровень обученности по математике-60%, по русскому языку-70%. Физику сдавали Железников А. и Фаткулин Р., сдали на «3».
Коллектив учителей и учащихся принимали участие в художественной самодеятельности. Учащиеся выезжали на спортивные соревнования, по футболу заняли призовое место.
Идет модернизация современного образования. Школа работает в нескольких направлениях, основные: здоровьесбережение и внедрение информационных технологий. С 2006 - 2007 учебного года внедряется английский язык со 2 класса. Арсентьева Ольга Николаевна участвует в конкурсе «Учитель года» и занимает призовое место, становится лауреатом конкурса.
Активно ведется курсовая подготовка учителей (100%). Внедряется новая форма аттестации учителей – портфолио. За три года (2006-2009) из 15 учителей (вместе с администрацией) 12 – получили квалификационную категорию:
Бондарь С.В. – высшая
Татарова В.С. – высшая
Мишушина И.Г. – высшая
Кучумова М.К. - высшая
Лазарева Н.К. - первую
Фролова Н.Е. - первую
Козлова Е.Н. - первую
Дуняшина Т.Г. – первую
Былинкина Л.М. - первую
Белянина Л.Ю. - первую
Андреянова И.М. - первую
Лобачева И.Н. – первую
ЕГЭ постепенно внедряется и в другие регионы. Выпускники могут выбрать любой предмет, необходимый для поступления ВУЗ. Литература, как обязательный, сдается в школе. Учителя и ученики начинают понимать важность этого экзамена, набирают опыт в подготовке к нему. Об этом свидетельствуют результаты ЕГЭ. 2006-2007 учебный год три выпускницы окончили школу с серебряной медалью: Кучумова Анна, Ануфриева Наталья, Фролова Евгения. В 2007-2008 два выпускника окончили школу с серебряной медалью: Ясаков Игорь, Кухаренко Максим, который не набрал одного балла до золотой медали.
Внедряется программа выхода школ информационное пространство. Подключен Интернет. Вся школа работает с программой АСУ РСО.
/АСУ РСО – комплексная программная информационная система, объединяющая в единую сеть школы и органы управления образования в пределах города, сельского или городского района (округа). Тем самым формируется единое городское информационное образовательное пространство.
При этом каждое образовательное учреждение не просто выполняет требования Управления образования по сдаче отчётности, а получает все средства для организации собственных учебного процесса и управленческой деятельности, полностью аналогичные тем, что есть в системе NetSchool.
Физически вся информация размещается в одном месте, на сервере Управления образования. Каждый пользователь образовательного учреждения (директор, завуч, ученик, учитель и т.д.) и родители учащихся имеют индивидуальные имя и пароль и могут входить в систему с любого компьютера, подключенного к муниципальной сети (или сети Интернет). Например, находясь дома или на работе, родитель может отслеживать успеваемость и посещаемость своего ребёнка, общаться с преподавателями и администрацией школы; учащийся может удалённо получать домашние задания, просматривать свой электронный дневник и расписание, и т.д./
2008-2009 год. Активизируется воспитательная работа, которая ведется в нескольких направлениях. Школьная жизнь бурлит. Создается детская организация, которую возглавляет учитель русского языка и литературы Андреянова Ирина Михайловна. Школа имеет свой Флаг, Герб, Гимн.
Предметные недели, воспитательные мероприятия стали намного интереснее и эффективнее. Многие их них проводятся с использованием информационных технологий.
Внедряется новая система оплаты труда: по количеству учащихся, по критериям - которая имеет свои плюсы и минусы.
Мишушина Ирина Геннадьевна получила награду
« Почетный работники РФ» Учитель высшей категории дает прочные знания по биологии, об этом свидетельствуют результаты ЕГЭ. Делится своим опытом по внедрению здоровьесбережения с использованием ИТ.
Проектный метод прочно входит в учебно-воспитательный процесс. В школе нет ни одного учителя, который бы не использовал его в обучении.
Учителя составляют свое портфолио, методические разработки. Хорошо владея компьютером и эффективно используя Интернет, учителя проводят уроки более эффективно и на современном уровне. Жаль, что нет интерактивной доски.
На педсоветах, МО большое внимание уделяется здоровьесбережению, ИТ и профилизации школы.
Качество знаний в школе стабильно.
Выпускники на ЕГЭ сдают два обязательных экзамена: русский и математику. Если выпускник поступает ВУЗ, то он выбирает в форме ЕГЭ те предметы, которые ему нужны для поступления. Остальные же ничего кроме обязательных не сдают. В школе экзамены не проводятся.
|